Обязательная маркировка

#блог
Обязательная маркировка товаров с 2021 г.
Обязательная маркировка — это способ борьбы государства с товаром низкого качества и подделкой. Программа стартовала в 2019 году и до конца 2024 года затронет все товары.

В статье расскажем о товарах, которые обязательно маркировать, сроках перехода на новые правила, участниках программы и о том, как правильно перейти на работу по новым правилам.
Оглавление

Что такое маркировка и Честный ЗНАК

Маркировка позволит создать единый прозрачный товарный каталог по всей стране. Выпускает, собирает коды и агрегируют информацию из них компания Честный ЗНАК. Ее еще называют ГИС МТ (Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров) и ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий).

Коды генерируются индивидуально для каждого товара, стоимость одного — 50 копеек.
Двумерный штрихкод Data Matrix состоит из четырех групп данных: две идентифицирующие и две кодирующие. Каждая группа включает в себя цифры, строчные и заглавные латинские буквы, а также символы. Поэтому он обладает высокой степенью защиты и всегда уникальный. Для проверки подлинности маркера дополнительно формируется криптографический код. Поэтому считать его может только специальный 2D-сканер.
Что собой представляет двумерный штрихкод Data Matrix в системе маркировки
Перед выпуском кода производитель или импортер в личный кабинет госсистемы загружает подробную информацию о товарах. Затем на ее основе создается маркер. Поэтому подделать или использовать код повторно не получится.

Перечень товаров и сроки маркировки 2021

Маркировка внедряется постепенно, иногда с некоторых групп товаров в отрасли, чтобы компании могли подготовиться заранее и безболезненно перейти на новые условия работы. Поэтому за изменениями необходимо следить на сайте честныйзнак.рф.

В таблице вы можете посмотреть категории товаров, которые уже обязательно маркировать, и те, которые пока участвуют в эксперименте. Когда эксперимент закончится, правительство выпустит постановление с правилами и сроками ввода маркировки этих товаров.
Товар
Начало
Маркировка остатков
Эксперимент
Меховые изделия
12.08.2016
Табак
01.07.2019
до 01.07.2021
(прочие табачные изделия)
Духи и туалетная вода
31.03.2020
до 31.10.2021
Лекарства
01.07.2020
Лекарства, которые выпустили до 01.07.2020 маркировать не нужно
Обувь
01.07.2020
Фотоаппараты и лампы-вспышки
01.10.2020
Шины и покрышки
01.11.2020
Товары легкой промышленности
(не все категории)
01.01.2021
Молочные продукты (МП):

Мороженое и сыры
МП со сроком более 40 дней
МП со сроком менее 40 дней
Все МП, в том числе фермерское производство


01.06.2021
01.09.2021
01.12.2021

01.12.2022
Велосипеды
01.09.2021
Кресла-коляски
до 01.06.2021
Пиво и пивные напитки
до 31.08.2022
Вода в упаковках
до 01.06.2021
В 2021 году на обязательную маркировку переходят молочные продукты и часть товаров легкой промышленности. Подробнее об особенностях вы можете прочитать в наших статьях:
Маркировка молочной продукции →
Маркировка товаров легкой промышленности →

Как работает маркировка товаров

Все участники рынка маркируемого товара должны зарегистрироваться в ГИС МТ.

Если вам нужна помощь с регистрацией в Честном ЗНАКе, оставьте заявку. Мы пройдем за вас все этапы, настроим личный кабинет и поможем с переходом на маркировку.

Производитель и импортер
Регистрируются в системе GS1, если необходимо, заполняют карточки товаров, а затем отправляют информацию в Честный ЗНАК. Там генерируют уникальные коды для товаров и упаковок и отправляют заказчику. Производитель сам наносит коды маркировки, а импортер отправляет коды иностранному производителю.

Затем коды агрегируют, указывают в электронном УПД и передают поставщикам. Импортные товары с маркировкой должны поступить на таможню с нанесенными кодами.

Данные о движении товара на рынке попадают в Честный ЗНАК автоматически после подписания УПД.
Поставщики и дистрибуция
Сканируют и сверяют коды на упаковках с данными в УПД. Если все в порядке, принимают товар, подписывают документ и переходят к хранению или распространению.
Розница и общепит
Сверяют коды с данными в УПД и принимают товар. Подписывают УПД и автоматически отправляют данные в Честный ЗНАК. При продаже с помощью онлайн-кассы товар с маркировкой выходит из оборота. Если товар предназначен для собственных нужд, например, молоко для изготовления тортов, его списывают с указанием причины — «Для собственного оборота».
Потребитель
Может проверить весь путь товара и его характеристики с помощью мобильного приложения от ГИС МТ. Если обнаружатся нарушения, Честный ЗНАК начнет проверку.
Производитель или импортер
Производитель заказывает коды маркировки и наносит их на товар. Затем формирует универсально-передаточный документ, наполняя его кодами маркировки, и отправляет дистрибьютору с помощью электронного документооборота.
Дистрибьюторы
или опт
Магазины
Покупатель
При продаже товара через онлайн-кассу сведения о выбытии кода маркировки передаются через ОФД.
С помощью маркировки производители и все, кто участвует в цепочке продаж, сообщают о реализации товара в ГИС "Честный ЗНАК"
Честный ЗНАК
Принимают маркированный товар, сверяя его коды с указанными в электронных документах.
Подписывают документы с помощью электронной подписи, отчитываясь в систему «Честный знак» о переходе права собственности на маркированный товар.
Принимают электронные документы на маркированный товар, сверяя коды маркировки, и подписывают их с помощью электронной подписи.
Что делать с остатками или поврежденными кодами
Остатки товаров маркирует тот участник цепочки, который владеет товаром на момент вступления в силу закона. Например, поставщик не сможет передать рознице немаркированный товар, если срок маркировки уже наступил. Даже если розница готова сама промаркировать остатки. Это нарушение правил, поэтому участников оштрафуют. Закон запрещает передавать и принимать немаркированный или маркированный с ошибками товар.

Чтобы промаркировать остатки, нужно создать карточки товаров на сайте Честный ЗНАК и заказать коды. Затем распечатать, нанести, отсканировать их и внести данные в электронный УПД или в товароучетную систему.

Перемаркировка нужна, если код поврежден или утерян. Например, товар возвращают в магазин без упаковки. Продавец должен заказать для товара новый код, если его нельзя восстановить, нанести на упаковку или ярлык, а затем ввести товар в оборот. Если код поврежден частично, его можно попробовать восстановить в личном кабинете ГИС МТ. Восстановленный код нужно распечатать и нанести на товар.
Оставьте заявку, и мы ответим на все ваши вопросы по подключению к системе маркировки товаров
Получить консультацию эксперта по маркировке

Что нужно для работы с маркировкой

Всем участникам рынка маркированного товара необходимы:
Квалифицированная электронная подпись
Чтобы подписывать электронный универсальный передаточный документ, зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК и поставить на учет в ФНС онлайн-кассу.
Чтобы выпустить КЭП, оставьте заявку.
Электронный юридически значимый документооборот
Для перехода на электронный формат документов потребуется договор с оператором ЭДО и доступ в сервис. В СФЕРА Курьер вы можете работать в web-версии через браузер или прямо из учетной системы.

У ЦРПТ есть бесплатный ЭДО Лайт, который позволяет обмениваться электронными УПД. Функции сервиса ограничены, их недостаточно для полноценной работы с электронными документами. У СФЕРА Курьер настроен роуминг с ЭДО Лайт, поэтому вы сможете без проблем обмениваться документами с партнерами, которые используют сервис Честного ЗНАКа.
Производители и импортеры
Маркировка начинается с производства. Именно тогда коды заказывают, наносят, агрегируют в упаковки и вводят в оборот. Поэтому производители модернизируют оборудование больше остальных участников цепочки. Потребуются принтеры, оборудование для нанесения, сканеры, система отбраковки и специальное ПО.
Мы поможем подобрать комплексное решение для автоматизации работы с маркировкой, подготовим сотрудников и все настроим — оставьте заявку.
Розница и общепит
Потребуются:
Специальное товароучетное ПО и сервисы для автоматизации склада
Чтобы работать с кодами маркировки: отгрузка, приемка, сверка, перемаркировка и др.
Онлайн-касса, зарегистрированная в ФНС

Касса с доступом в интернет, соответствующая требованиям 54-ФЗ
Договор с оператором ОФД


Чтобы отправлять чеки в налоговую в момент оплаты товара на кассе.
2D-сканеры
Чтобы сканировать и сверять фактические коды маркировки и данные в УПД.
Принтеры
Чтобы отправлять чеки в налоговую в момент оплаты товара на кассе.
Дистрибуция
Готовится по аналогии с розницей и общепитом, но без онлайн-кассы и товароучетного ПО.

Штрафы

За работу без маркировки или с неправильной маркировкой оштрафуют (ст. 15.12. КоАП РФ):

  • от 5 000 до 10 000 ₽ и конфискация — для предпринимателей
  • от 50 000 до 300 000 ₽ и конфискация — для юрлиц

Лишение свободы до 3 лет и штраф 80 000 ₽ — для юрлиц и предпринимателей, если оборот немаркированной или неправильно маркированной молочной продукции будет от 1,5 млн рублей
(ст. 171.1 УК РФ).

Подготовьтесь к маркировке заранее
Оставьте заявку, и мы поможем внедрить маркировку комплексно, чтобы вам не попасть под штрафы.
Оставить заявку
Заявка на консультацию по маркировке
Оставьте заявку, и с вами свяжется наш менеджер