Система управления логистическими процессами
Руководству любого предприятия хотелось бы, чтобы механизм распределения ресурсов, транспортных перевозок работал слаженно, как часы. А для того, чтобы добиться этого, нужно знать об управлении логистическими процессами. Знания помогут как компаниям, обладающим собственными складами, работающим с поставщиками и дистрибьюторами, так и организациям, непосредственно оказывающим транспортные услуги. Разберёмся в основах управления логистическими процессами и способах их оптимизации.
Главные проблемы участников логистических цепочек
Говоря об управлении логистическими процессами в закупках (им была посвящена отдельная статья) и распределении, можно выделить следующие трудности, с которыми сталкиваются фирмы:
оборотные средства компании фактически лежат балластом на ней, концентрируясь в запасах, ожидая спроса на них;
неоптимальная загрузка транспорта;
недостаток автомобилей, чтобы выполнить все необходимые перевозки;
простой автомобилей;
недостаток складских помещений.
Пренебрегая управлением логистических процессов в производстве, реализации товаров или просто при оказании транспортных услуг, можно повысить собственные издержки, а также «потерять лицо» перед клиентами из-за срыва сроков поставок. Чтобы избежать подобных проблем, нужно оптимизировать бизнес-процессы.
Шаг № 1. Выстроить логистическую систему
Управление логистическими процессами предприятия включает в себя изначально моделирование их системы. Для этого нужно предусмотреть:
В каких объёмах и в каких направлениях перевозятся товары, сырьё, продукция.
Сколько нужно складских помещений, чтобы они вмещали в себя все необходимые материалы, готовые товары.
Какие именно товарно-материальные ценности должны храниться на складах.
Как нужно перевозить продукцию: в какой упаковке, какими транспортными средствами, с водителями какой квалификации, какие способы маркировки партий груза будут применяться.
Выявление оптимальных способов транспортировки товаров (подбор маршрута, автомобиля).
Сколько машин потребуется для перевозки, какой грузоподъёмности.
Какие именно склады подойдут для хранения необходимых вам материалов и продукции: учитывать нужно всё — от режима работы до температурного режима.
Какова себестоимость каждой логистической операции. Если пока вам сложно выделить каждый бизнес-процесс отдельно, можно рассчитать процентное соотношение затрат на одну из сфер логистики. Для начала нужно узнать общий объём расходов на логистику и вычленять из него затраты на ту или иную отрасль (например, расходы на складское хранение — 30 % бюджета, на транспорт — 25 % и т.д.).
Поняв, как именно работает логистика в вашей компании, и сколько денег требуется на её обеспечение, можно будет понять, где требуется оптимизация.
Шаг № 2. Оптимизировать работу с запасами
Одна из задач управления логистическими процессами — оптимизация работы с запасами. Для этого нужно:
Разделить запасы на категории от дорогостоящих до дешёвых, составить их перечень для каждой категории.
Пополнять запасы по мере необходимости. Это касается, в первую очередь, наиболее дорогой продукции.
Установить минимальный лимит запасов на складе для категории средней стоимости. Допустим, если сырья на складе осталось менее 200 кубометров, нужно закупать новую партию.
Установить даты закупок для самых недорогих материалов. Затраты уменьшаются, при этом контроль нужен минимальный. Например, закупать некий товар каждое 15 число месяца.
Шаг № 3. Определить потребности и возможности транспорта и складов
Для управления логистическими процессами в цепи поставок нужно постоянно учитывать потребности в складских операциях и автоперевозках. Исходя из потребностей, определять, хватает ли у компании ресурсов для их обеспечения. Рекомендуется составлять планы на месяц или на квартал, чтобы в режиме реального времени мониторить выполнение логистических операций.
Оптимизировать работу с автоперевозками поможет сервис электронных транспортных накладных (ЭТрН) от СберКорус. Он помогает сократить затраты на обработку данных в 24 раза, а на создание одного документа с электронной подписью уходит всего 1 минута. Сервис ЭТрН также поможет отследить, каких товаров не хватает компании, и при необходимости привезти их на склады или отправить заказчику.
Шаг № 4. Работа с рисками
Среди методов управления логистическими процессами отдельно нужно выделить работу с рисками. Они помогут снизить форс-мажорные затраты и не допустить срыва поставок, снижения качества работы с клиентами:
Пользоваться инструментами предварительного таможенного декларирования (ПТД). Это необходимо в случаях, если организация заказывает товары из-за рубежа. ПТД поможет защититься от резкой смены курса валют и заранее оплатить таможенную пошлину по курсу, утверждённому ЦБ на конкретную дату.
Подумать, можно ли пользоваться не только автомобильным транспортом. Иногда перевозки грузов могут быть выгоднее через железную дорогу, речные или морские пути, авиаперевозки.
Работать с разными поставщиками одной и той же продукции. Это позволит сократить зависимость от какой-то одной организации, не допустить срыва сроков поставок и, соответственно, производства или перепродажи в другие сети или конечному потребителю.
Защищаться от резкого роста цен. Это одна из ключевых технологий управления логистическими процессами. Для этого требуется пересматривать условия работы с разными поставщиками и дистрибьюторами, автоматизировать производственные процессы, привлекать партнёров для выполнения заказов.
Telegram-канал СберКорус