Онлайн торговля не повлияет на продовольственный рынок России

Онлайн торговля не повлияет на продовольственный рынок России

Зарубежные покупатели имеют привычку покупать еду в интернете, и онлайн-торговля продуктами переживает настоящий бум. Под влиянием общей ситуации на мировом рынке активизировались и российские ритейлеры.

Просмотров: 380 02.07.2019 EDI

Зарубежные покупатели имеют привычку покупать еду в интернете, и онлайн-торговля продуктами переживает настоящий бум. По данным Nielsen , доля e-commerce в общем объеме продаж продуктов питания в США составляет 2,5%, во Франции — 5,2%, в Англии — 6,3%, в Корее — 11,7%, в Китае — 13,8%.

Под влиянием общей ситуации на мировом рынке активизировались и российские ритейлеры. Кроме интернет-ритейлеров «Утконоса» и Ozon, продукты в интернете начали продавать торговые сети: «Азбука вкуса», «Ашан», «Перекресток», «О'кей», «Глобус Гурмэ», «Метро С&C».

По оценке гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, на продажи онлайн в российской продовольственной рознице в 2018 г. приходится менее 1% рынка, с учетом других товаров повседневного спроса – около 1,5%. Схожие оценки у Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). По прогнозам отраслевого обзора рейтингового агентства Moody’s в ближайшие три года доля онлайн на розничном продовольственном рынке не превысит 1%.

Крупнейший онлайн-продавец продуктов питания «Утконос» со столь консервативным прогнозом не согласен. Продажа еды онлайн в России может перепрыгнуть отметку в 1% рынка в ближайшие годы, в Москве эта планка уже взята и через 2–3 года доля может дойти до 4–5%, прогнозирует гендиректор «Утконоса» Дэнни Перекальски.

Директор по стратегии и электронной коммерции торговой сети «Перекресток» Леонид Довладбегян ожидает, что к 2025 г. онлайн-продажи еды займут 2% рынка, а в Москве и Санкт-Петербурге показатель будет выше.

По мнению Moody’s онлайн-продавцам будет трудно стать серьезной угрозой традиционным розничным сетям из-за структурных преград. Затраты на обработку и доставку заказов высоки (300–400 руб. на заказ), розничная цена товаров относительно невелика, а покупатели не доверяют качеству скоропортящихся продуктов.

Некоторые эксперты согласны с тем, что исполнение заказа в сегменте дорого. Также развитию рынка онлайн-продаж еды мешает слабая информированность населения об услуге доставки продуктов. «Сегодня в онлайн появляется все больше компаний, которые пытаются доставлять продукты питания, – комментирует президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров. – Это связано с тем, что у большого количества предпринимателей возникает ощущение завышенных ожиданий – они надеются, что очень скоро рынок продуктов перейдет в онлайн. Рынок находится в ожидании, что скоро для россиян станет нормальным заказывать свежее мясо, рыбу, овощи. Пока этого не произошло по причине того, что поставщики не могут гарантировать унификацию фреша, который и создает маржинальность бизнеса».

Тем не менее, никто не сомневается в росте онлайн торговли в долгосрочной перспективе. По этой причине EDI-операторы активно осваивают поддержку бизнес-процессов поставок товаров для интернет-магазинов.

381