Практический кейс компании X5 Retail Group по сокращению листинга товаров.

Практический кейс компании X5 Retail Group по сокращению листинга товаров.

Если только представить тот колоссальный объем информации, который сегодня пропускает через себя X5, становится ясно, что без управления мастер-данными сложно построить эффективную систему вывода товаров на рынок.

Просмотров: 553 22.01.2020 MDM (мастер-данные)

В X5 всегда открыты различным инновациям и активно внедряют их в своих торговых точках. Как известно, каждому товару, поступающему к ритейлеру, соответствуют мастер-данные, которые требуются для введения в систему учета. У крупных ритейлеров товар проходит согласование нескольких отделов, каждый из которых имеет свою форму заполнения данных. Ввиду этого факта, регулярно возникали ситуации с задержкой согласования или внесения правок. Создавать еще один отдел, взявшийся бы за объединение каталога, вероятно было бы задачей затратной и неоправданной. Пойдя на определенный риск для себя X5 решили привлечь экспертную лабораторию в цепочку листинга и вот что из этого получилось.

Если только представить тот колоссальный объем информации, который сегодня пропускает через себя X5, становится ясно, что без управления мастер-данными сложно построить эффективную систему вывода товаров на рынок. X5 в цифрах представляет собой порядка 5 000 поставщиков, 25 000 SKU, 811 торговых точек и 12 000 000 товаров.

Мастер-данные, это исчерпывающая информация, описывающая определенную единицу номенклатурного перечня. Корректность и синхронизация таких данных крайне важна не только для работы всех подразделений, но и взаимодействия торговых партнеров друг с другом. Синхронизация мастер-данных — это электронный обмен унифицированной информацией о товарах между бизнес-партнерами. Управление мастер-данными совершается для гарантированного обеспечения актуальности передаваемой информации, сведенной к общей форме, а также во избежание систематических ошибок, введения неверных или неточных данных.

Ошибки и неточности в данных не так безобидны, как кажется на первый взгляд и влекут за собой различные сложности:

  • Возможное увеличение складских расходов в случае ошибочно указанных параметров веса и габарита товара
  • Удорожание сервисных услуг в случае ошибочного определения объема заказа
  • Значительное замедление сроков обновления ассортимента
  • Вероятная необходимость в переупаковке товара

В ритейле с большим количеством SKU и поставщиками, отсутствие управления в мастер-данных может привезти к казусам, из-за отсутствия актуальной информации о товарных остатках на складах поставщика.

Одним из особенно сложных этапов при работе с мастер-данными всегда было заведение новых товарных единиц. И здесь X5 отмечает предыдущую децентрализацию этого процесса, где согласования приходилось ждать неделями. Производитель заполнял специальную табличную форму и направлял ее сотруднику коммерческого отдела, который загружал ее в систему IBM MDM.

Если при загрузке были выявлены ошибки, форма пересылалась туда-обратно много раз посредством электронной почты. После финального согласования всех данных, они загружались в ERP-систему, товар доставлялся на склад, снова проходил все стадии идентификации и измерения и заносился в WMS-систему. Получив заявку, транспортный департамент заносил ее в свою систему и т.д. В итоге каждое подразделение имело свою учетную систему и все они были абсолютно разобщены друг с другом. Если необходимо было сверить данные, приходилось сверять их со всеми источниками.

В раздумьях о том, как можно качественно изменить этот процесс, X5 Retail Group решили воплотить в жизнь идею общего целостного каталога товаров. Пилотный проект согласился тестировать один из крупных поставщиков.

Добавив всего один новый элемент в цепочку поступления мастер-данных по товарам, в лице экспертной лаборатории КОРУС Консалтинг СНГ, листинг товаров удалось сократить до недели.

Модель работы была следующей:

  1. 1. Поставщик обеспечивает цифровую лабораторию образцами продукции для оцифровки;
  2. 2. Лаборатория производит необходимые замеры, съемку 3D и производит заполнение карточек товара и дополнительных атрибутов, с учетом требований к мастер-данным, обозначенными X5;
  3. 3. Полученные мастер-данные отправляются лабораторией прямо в личный кабинет поставщика. Так, необходимость использовать excel файлы отпадает.

Посредством интеграции через API электронного каталога поставщика и портала X5, удалось получить качественные данные и передать их на MDM-платформу X5. Безусловно, привлекая еще одного подрядчика в цепочку, необходимость проверки данных не отпадает сразу. После поступления данных в учетную запись поставщика, она подвергалась тщательной проверке со стороны X5 и, в случае необходимости, отправлялась на доработку. Сотрудники лаборатории КОРУС Консалтинг СНГ вносили изменения и данные автоматически уходили в систему сети. Сотрудникам коммерческого отдела X5 оставалось заполнить несколько атрибутов для регистрации заявки на внесение PLU. Однако раньше таких было в разы больше.

Участники пилотного проекта отметили несколько неоспоримых плюсов в привлечении сторонней компании в качестве лаборатории для оцифровки.

  • Единый каталог позволил максимально упростить планирование закупок для всех сторон торгового процесса.
  • Снизились потенциальные риски возвратов, ввиду недостоверности и некорректности введенных данных.
  • Сформировалась полная и достоверная информация о товарах
  • Скорость обработки данных увеличилась, данные получили актуальность на всех этапах передачи и хранения.

Введение единых стандартов позволило избежать расхождений в габаритах упаковки. При помощи фотофиксации удавалось выявить эти несоответствия и производить необходимые изменения.

Положительным итогом этой работы стал полный отказ от ручного ввода, создание единого портала для поставщиков, ритейлера и его подразделений, который позволяет эффективно управлять мастер-данными в каналах закупок и продаж.

554