Плюсы и минусы самозанятости

#блог
ЭДО с самозанятыми
Экономьте на документообороте с самозанятыми и физическими лицами

До появления специального налогового режима для самозанятых многие граждане, работающие на себя, не могли легализовать свою деятельность. Вариант был только один — регистрировать ИП. Но это тяжело при относительно небольшом или нестабильном заработке: индивидуальный предприниматель, помимо основных налогов, платит довольно большие фиксированные взносы. 

Специальный налоговый режим НПД решил этот вопрос — теперь кондитеры, специалисты индустрии красоты, сантехники, мастера по ремонту, IT-специалисты и другие физические лица могут официально зарегистрировать самозанятость, стать законным предпринимателем и платить налог по низкой ставке. Самозанятым не нужно использовать онлайн-кассу и сдавать отчётность, а во взаимодействии с налоговым органом всё предельно просто и понятно. Кроме того, на режим НПД могут перейти и ИП при определённых условиях и показателях деятельности. 

Расскажем подробно о самозанятости, ответив на самые распространённые вопросы. 

Кто может стать самозанятым?

Самозанятым или плательщиком налога на профессиональный доход может стать как физическое лицо, так и ИП при соответствии нескольким условиям:

  • Деятельность ведётся на территории РФ, причём в России зарегистрироваться самозанятыми могут и граждане Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии.

  • Годовой доход не превышает 2,4 млн рублей. 

  • Нет работников, оформленных по ТК РФ.

  • Деятельность не связана с перепродажей продукции, продажей подакцизных и подлежащих обязательной маркировке товаров, имущества и имущественных прав. Самозанятый также не может заниматься добычей и реализацией полезных ископаемых, сдачей в аренду коммерческой недвижимости и предоставлением услуг на основе агентского договора, договора поручения и комиссии, а также доставкой в интересах третьих лиц. 

Если есть сомнения в том, что деятельность подходит для самозанятости, можно обратиться в районную налоговую инспекцию и получить разъяснения. 

Как физическому лицу стать самозанятым?

Самый простой способ — скачать мобильное приложение «Мой налог», зарегистрироваться и пройти идентификацию. Подробно об этом мы рассказывали в блоге. Можно также зарегистрироваться через личный кабинет плательщика НПД на сайте ФНС или через банк-партнёр. 

Как ИП стать самозанятым?

Если ИП не имеет работников, не занимается запрещёнными для самозанятых видами деятельности, и его доход не превышает 2,4 млн рублей, с любого налогового режима он может перейти на НПД. Совмещать налоговые режимы самозанятые ИП не могут.

При переходе с ОСНО на НПД уведомлять налоговую не нужно — ИП просто регистрируется в качестве самозанятого любым удобным способом, как и физическое лицо. Если переход осуществляется с других спецрежимов, необходимо в течение 30 дней после регистрации НПД подать в налоговую уведомление о прекращении применения спецрежима. Уведомление составляется по утверждённым законодательством формам: для УСН — 26.2-8, для ЕСХН — 26.1-7, для ПСН — 26.5-4

Какие плюсы у самозанятости?

НПД — это первый полностью цифровизованный режим налогообложения: взаимодействие с налоговой, банком, клиентами осуществляется только дистанционно. Поэтому применять его максимально удобно. 

Плюсы самозанятости такие:

  • Простая регистрация. 

  • Не нужно рассчитывать налог — это делает ФНС. 

  • Нет отчётности и обязанности вести книгу учёта доходов.

  • Не нужно применять ККТ. 

  • Только один налог — НПД, не нужно уплачивать НДФЛ, а ИП — ещё и НДС (за исключением «ввозного» НДС).

  • Низкая налоговая ставка — самозанятые платят 4 % с дохода при расчётах с физлицами и 6 % при расчётах с юрлицами. 

  • Налогообложение по факту — если нет дохода, налог не начисляется. 

  • Нет обязательных страховых взносов (но их можно платить добровольно, чтобы «заработать» страховую пенсию — подробно об этом рассказали в статье).

  • Легальный бизнес — можно не бояться проверок и штрафов.

  • Возможность участия в тендерах и госзакупках.

  • Официальный доход, который подтверждается справкой из приложения «Мой налог». 

Какие минусы у самозанятости?

Есть два существенных минуса:

  • Ограничение дохода. самозанятый может заработать не более 2,4 млн в год, то есть при относительно стабильном и равномерном заработке — это не более 200 тысяч в месяц. Как только доход превысит ограничение, статус самозанятого автоматически снимется. 

  • Запрет на найм сотрудников. Если самозанятому ИП потребуется помощник, например, по доставке изделий собственного производства, то он не сможет нанять его по трудовому договору. Он может разве что заключить договор подряда с таким же самозанятым. Но это должен быть правильно составленный договор на разовую услугу, исключающий трудовую функцию, иначе ФНС может заподозрить подмену трудовых отношений, переквалифицировать договор ГПХ в трудовой и доначислить налоги. О том, как ФНС вычисляет подмену трудовых отношений, мы рассказывали в этой статье

В каких случаях самозанятому обязательно потребуется зарегистрировать ИП?

  1. Если вид деятельности требует специальных разрешений. Например, таксист, будучи физлицом, не может получить разрешение на осуществление перевозки пассажиров, а ИП — может. Полный перечень лицензируемых видов деятельности представлен в ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ.

  2. Если понадобится принимать оплату по картам. Для этого нужны расчётный счёт и терминал эквайринга, а получить их может только ИП. При этом и физлицо, и ИП в статусе самозанятого могут получать оплату банковским переводом на обычную карту физлица.  

Зарегистрировать ИП, возможно, придётся, если самозанятый захочет арендовать помещение в офисном здании. Как правило, офисы и кабинеты сдают юрлицам и ИП, а физическим лицам отказывают. 

Выгодно ли компаниям сотрудничать с самозанятыми?

Выгодно! Компании и ИП охотно заключают договоры с самозанятыми на оказание самых разных услуг и выполнение широкого спектра работ. Это обусловлено в первую очередь экономией средств. Если заключить стандартный договор ГПХ с физлицом, то компании нужно будет заплатить НДФЛ по ставке 13 % и страховые взносы на ОМС и ОПС. А сотрудничая с самозанятым физическим лицом или ИП, компания от этих платежей освобождается: выплачивает только оговоренную сумму, а налог самозанятый платит сам. 

Кроме того, компании могут вести юридически значимый электронный документооборот с самозанятыми. В сервисе «Подписант» исполнители и заказчики быстро и эффективно взаимодействуют независимо от местонахождения. Особенно если услуга может быть оказана дистанционно (например, разработка сайта), «Подписант» — идеальный инструмент для оформления и подписания договора, актов и иных документов. Не нужно дублировать документы на бумаге и отправлять по почте. Документы подписываются моментально, и можно сразу начинать работать. А самозанятые к сервису подключаются по Сбер ID и не платят за электронную подпись. 

Как оформить договор с самозанятым?

Федеральный закон № 422-ФЗ не регулирует гражданско-правовые отношения с самозанятыми и порядок их оформления. Поэтому следует руководствоваться нормами законодательства. 

За основу можно взять любой договор ГПХ, который включает:

  • дату заключения договора и срок исполнения;

  • предмет договора;

  • порядок оказания услуг;

  • порядок сдачи-приёмки работ;

  • последствия нарушения договора;

  • стоимость услуг;

  • способ оплаты;

  • права, обязанности, ответственность сторон;

  • порядок изменения условий договора;

  • реквизиты сторон.  

Рекомендуется прописать особые условия:

  • исполнителем по договору является гражданин, зарегистрированный в качестве плательщика НПД (желательно указать сведения о регистрации);

  • заказчик освобождается от обязанности по уплате налогов и взносов со ссылкой на п. 8 ст. 2 422-ФЗ;

  • исполнитель обязан уведомить заказчика о прекращении деятельности в качестве самозанятого. 

Также можно предусмотреть в договоре обязанность самозанятого возместить суммы НДФЛ и страховых взносов, которые заказчику придётся оплатить при потере статуса самозанятого. Такую ответственность на исполнителя можно возложить при условии отсутствия своевременного уведомления. Ведь в приложении «Мой налог» он может мониторить свой совокупный доход и понимать, когда приближается к пограничному значению.

Договор с самозанятым не должен иметь признаки трудового. На что может обратить внимание ФНС в договоре при проверке, мы рассказали в этой статье

Можно ли устно договориться с самозанятым?

Согласно п. 2 ст. 159 ГК РФ, устно можно совершать все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечёт их недействительность.

ФНС разъясняет, что письменный договор не нужен, если услуга оказывается по сделке, исполняемой немедленно при заключении договора. В этом случае заключение договора будет подтверждаться уплатой заказчику денег за оказанные услуги.

Как компании подтвердить затраты на оплату услуг самозанятого?

Согласно ч. 1 ст. 14 422-ФЗ, самозанятый должен сформировать в мобильном приложении «Мой налог» чек и передать его заказчику. В нём отражается наименование оказанных услуг и ИНН заказчика (их самозанятый указывает, когда вносит новую продажу, то есть фиксирует доход), а также уникальный идентификационный номер, присвоенный ФНС. Этот чек и является обязательным доказательством затрат на оплату услуг. 

Чек можно не распечатывать. В электронной форме он обладает той же силой, что и на бумажном носителе. 

Как проверить статус самозанятого перед заключением договора?

Есть два способа. Первый — запросить справку о регистрации в качестве самозанятого. Её налогоплательщик может получить моментально в приложении, и в ней будет указана дата регистрации и актуальность статуса на дату запроса. Второй способ — получить информацию на сайте ФНС (потребуется ввести ИНН проверяемого и дату, на которую нужно узнать актуальность статуса). 

Когда самозанятый должен передать чек заказчику?

Если оплата услуг производится наличными или с использованием электронных средств платежа, чек самозанятый должен передать сразу. При иных формах платежа это нужно сделать до 9 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оплата. 

Может ли самозанятый аннулировать чек?

Да, такое возможно. Самозанятый может аннулировать любую продажу с момента регистрации в приложении, и в этом случае чек становится недействительным. 

Если это сделано по причине того, что деньги за услуги пришлось вернуть, заказчику необходимо также аннулировать чек и скорректировать отчётность, если она уже сформирована и сдана в налоговую. 

Если самозанятый аннулировал чек по каким-то своим соображениям, не поставив в известность заказчика, то доказать, что сделка была совершена, помогут подписанные договор и акт выполненных работ или оказанных услуг. В сервисе «Подписант» удобно не только подписывать документы с самозанятыми, но и хранить их. Как бумажные, они не занимают место, их невозможно потерять или испортить. 

Подробнее о том, что делать, если самозанятый аннулировал чек, читайте в нашей статье

Что делать, если самозанятый утратил право применять НПД из-за превышения дохода, а оплату уже произвели?

ФНС разъясняет, что в этом случае юридическое лицо обязано исчислить и уплатить НДФЛ и страховые взносы в отношении физического лица со дня утраты им права на применение спецрежима. При этом договор можно не переоформлять, если нет изменений существенных условий. 

Если право на применение НПД утратил самозанятый ИП, то он автоматически переводится на ОСНО и сам уплачивает налог с дохода. 

Без ежемесячных отправок курьерскими службами, без задержек со стороны исполнителя, без дублирования на бумаге. Оставьте заявку на бесплатную презентацию.
Подписывайте юридически значимые акты за 30 секунд!

Наши продукты

Читать также