Как лучше оформить ИП: пошаговая инструкция

#блог
ЭП от надёжного поставщика
Более 1 000 000 выданных подписей

По состоянию на 10 августа 2022 года, в России статус индивидуального предпринимателя (ИП) имеют 3,53 млн человек. При этом интерес к первичной регистрации ИП со стороны граждан только растёт. Узнаем, какие документы понадобятся для открытия собственного дела, куда их нужно подать, и что нужно делать после получения свидетельства о регистрации от ФНС.

«Хочу открыть ИП — с чего начать?»

Перед тем, как создать своё ИП, нужно подготовить небольшой пакет документов:

  • личный паспорт;

  • ИНН;

  • заполненное заявление по форме Р21001 (актуальный бланк документа содержится в приказе ФНС № ЕД-7-14/617@ от 31 августа 2020 года);

  • квитанция об уплате государственной пошлины — в 2022 году её размер, согласно п. 6 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ, составляет 800 руб., уплачивается в случае, если документы подаются на бумаге;

  • заполненное заявление о выборе режима налогообложения — необходимо в случае, если применяется упрощённый или патентный режим, для общего режима заполнять заявление необязательно, поскольку он применяется автоматически.

Один из самых сложных этапов при заполнении заявления по форме Р21001 — это правильно оформить страницу с кодами ОКВЭД. Именно коды ОКВЭД показывают государству, в какой сфере занят ИП, какую государственную поддержку он будет получать. Также значения классификатора влияют на размер страховых взносов за работников предпринимателя, в частности, платежа за травматизм. О важности кодов ОКВЭД для бизнеса мы говорили в этой статье

Как лучше зарегистрировать ИП? Есть несколько вариантов направления документов:

  1. Лично и на бумаге. Будущим бизнесмену или бизнесвумен нужно посетить ближайшу. налоговую инспекцию (ИФНС), МФЦ или нотариуса, чтобы отправить все необходимые документы. Можно передать документы и через поверенного, но тогда придётся дополнительно оформить доверенность на своего представителя.

  2. По почте на бумаге. Документы направляются заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Однако это не самый лучший способ, чтобы организовать ИП. Все копии документов в письме нужно будет нотариально заверить. 

  3. Электронно. Подать документы можно через Госуслуги, личный кабинет налогоплательщика. Также можно направить цифровые документы на электронную почту местной налоговой инспекции, МФЦ или нотариуса. При электронной подаче документов платить госпошлину в 800 руб. не потребуется. Однако подписать документы нужно будет электронной подписью (ЭП) физического лица.

В дальнейшем для того, чтобы подписывать документы уже от лица ИП, гражданину понадобится специальная ЭП. Она требуется, чтобы сдавать отчётность в государственные органы, обмениваться документами с контрагентами. С 1 января 2022 года ЭП для ИП выдаётся бесплатно в удостоверяющих центрах ФНС или у партнёров ведомства (например, в СберБанке). Однако подходящий токен и программное обеспечение (ПО) для работы ЭП будущий предприниматель должен купить самостоятельно. Всё необходимое для получения ЭП в ФНС можно приобрести в СберКорус. 

Как выбрать режим налогообложения?

Выбор режима налогообложения напрямую зависит от того, какой деятельностью будет заниматься предприниматель, на какие финансовые обороты рассчитывает, будет ли он работать в одиночку или с наёмным персоналом. Что нужно знать о регистрации ИП в разных режимах налогообложения, мы разбирались в этой статье. Также граждане, проживающие в 4 регионах РФ — Москве, Подмосковье, Республике Татарстан и Калужской области — могут выбрать дополнительно режим АУСН

ИП на всех режимах налогообложения, кроме НПД, обязаны сдавать отчётность. ИП на ПСН могут не сдавать документы в государственные органы, если работают в одиночку. Но, если у них есть наёмные работники, они также обязаны передавать отчётность за сотрудников. Перевести документооборот с государственными органами в электронную форму поможет сервис СФЕРА Отчётность. Система поддерживает сдачу отчётности в ФНС, Росстат, ФСС и ПФР. 

Какие документы получает ИП при регистрации?

После регистрации ИП в налоговой гражданин получает на руки лист записи ЕГРИП. Долго ждать не придётся — ФНС даёт ответ в течение 3 рабочих дней.

Кому нужна контрольно-кассовая техника (ККТ)?

С 1 июля 2021 года большинство ИП обязано работать с онлайн-кассами. Это необходимо как налоговым органам, которые будут контролировать обороты предпринимателя, так и самому ИП, чтобы работать с маркированными товарами. Подробнее о реформе в сфере ККТ для предпринимателей можно узнать здесь

Как правильно нанять сотрудников?

Вне зависимости от вариантов открытия ИП (кроме тех, кто работает на НПД), рано или поздно перед каждым бизнесменом или бизнесвумен встаёт вопрос о найме сотрудников. Однако простым заключением трудовых договоров не обойтись — придётся также получить статус страхователя в ПФР и ФСС, сдавать новую отчётность. Как не допустить ошибок при трудоустройстве персонала, разбирались здесь

Что ещё нужно сделать?

Как проще открыть ИП, чтобы потом не бегать о не доделывать упущенное? Будущему предпринимателю также потребуется:

  • расчётный счёт в банке;

  • лицензия (например, если ИП оказывает образовательные услуги или намерен организовать службу такси).

Дополнительные организационные вопросы — например, регистрация на маркетплейсах для продажи товаров, выход на ярмарки для малого бизнеса, создание сайта и развитие социальных сетей — каждый ИП решает исходя из собственных потребностей. 

Более 10 лет на рынке. 100 % дочка ПАО СберБанк. Более 1 000 000 выданных подписей.
Электронная подпись от надёжного поставщика

Наши продукты

Читать также